Психология  бизнеса

Продуктивные совещания

Продуктивные совещания: советы Стива Джобса, Илона Маска и Мариссы Майер

Стив Джобс, бывший CEO Apple

1. Пусть совещания будут неформальными и постоянными событиями

Джобс, как и Маск, интересовался всеми аспектами работы компании. В Apple, как писал Entrepreneur Magazine, царил приоритет качества над количеством, поэтому совещания были неформальными, и каждую неделю, если не каждый день, достигались новые важные результаты. Держать команду в тонусе нельзя с помощью еженедельных совещаний — это приходится делать каждый день. Джобс управлял Apple как стартапом. Эти встречи предназначались не для микроменеджмента его команды, а потому, что он хотел вникать во все.

Попробуйте сделать, как Джобс: на еженедельном собрании пройдитесь по работе всей компании. В интервью CNN Джобс объяснял свои мотивы: «Я хочу, чтобы сотрудники принимали решения не хуже, а то и лучше меня. А чтобы это сделать, нужно, чтобы они знали все не только о своей части дела, но обо всей компании».

2. Как можно меньше людей

Джобса раздражали совещания, на которых было слишком много людей. Он хотел, чтобы люди работали, а не сидели в переговорках. Если им особенно нечего добавить, пусть они лучше потратят время на что-то другое.

На одном из совещаний с рекламным агентством Джобс осмотрел комнату и увидел сотрудницу, которая обычно на такие встречи не ходила. Уточнив, кто она, он отрезал: «Думаю, мы в вас не нуждаемся на этом совещании», и тут же перешел к следующему пункту повестки. Он применял те же стандарты и к себе. Когда президент Обама пригласил его на встречу с участием других технологических светил, Джобс отказался, посчитав, что на собрании и так уже слишком много людей. Он не терпел тех, кто просто сидит и слушает, в том числе если таким человеком оказывался он сам.

3. Добивайтесь публичной ответственности

В конце совещаний в Apple на каждую задачу назначался прямо ответственный за нее человек. Поскольку это делалось прилюдно, это повышало вероятность, что к следующей встрече задача будет решена.

Поскольку совещания проходят часто, а участников на них немного, люди, которые берутся за задачи, оказываются в центре внимания. Эта публичная ответственность — один из инструментов, которые Apple использует, чтобы добиться от людей большего. Кроме того, отсутствие прямой ответственности может быть разрушительным для проектов, особенно когда речь идет о работе большой команды.

Марисса Майер, CEO Yahoo

1. Данные и еще раз данные

Майер уверена, что совещание не проведешь эффективно без статистики и фактов. Данные уравнивают: будь вы стажер или вице-президент, вас выслушают, если ваши тезисы подтверждаются фактами. Принимая решения на основе цифр, можно избежать бесконечных дебатов и организационных интриг. Businessweek так писал о Yahoo:

Майер запрещает говорить на совещаниях что-нибудь вроде «мне нравится, как теперь выглядит экран». Она призывает аргументировать: «Эксперименты на сайте показали, что этот вариант на 10% эффективнее».

Конечно, хотя так можно ускорить принятие решений, это может отвернуть сотрудников от работы с качественной информацией. Майер рассорилась с дизайнерами, когда пыталась протестировать 41 вариант цвета для одного из элементов страницы; все это были оттенки синего.

2. Задавайте вопросы, чтобы решить проблему раз и навсегда

Майер постоянно задает уточняющие вопросы, чтобы быть уверенной, что коллеги не полагаются на сомнительные данные или недоказанные предположения. В ее мире все просто: если вы не готовы подкрепить свои заявления, вы в принципе не готовы представлять свои идеи. Она ожидает от подчиненных способности компетентно отвечать на вопросы: откуда эта информация? Какова была методика исследования? Чем это подтверждается?

3. Проводите микросовещания

В Google Майер проводила по 70 совещаний в неделю. Как она вообще успевала что-то делать? Тут помогали микросовещания, буквально по 10 минут: Майер вынуждала людей уложиться в эти короткие отрезки времени.

Элон Маск, CEO Tesla и SpaceX

1. Опирайтесь на факты, а не на опыт

Маск считает, что решения не должны основываться на прошлом опыте. Ситуацию нужно сводить к самым базовым основаниям, а затем рассуждать логически. Вот пример: когда Маск оценивал стоимость будущих ракет SpaceX, он мог оттолкнуться от уже продающихся на рынке ракет. Но опираться на этот «здравый смысл» — это противоречит его принципам. Его команда проанализировала, какие детали нужны для ракеты, а потом изучила цены на сырье. Коллеги Маска были поражены, поняв, что они могут создать ракету за 2% обычной цены. Глядя на ситуацию с самого низу, Маск отметает аргументы вроде «ну, обычно ракеты стоят столько» или «так мы делали в NASA».

2. Люди должны быть суперготовы

Маск руководит двумя новаторскими компаниями и работает практически семь дней в неделю. Он эксперт практически во всех вопросах бизнеса обоих компаний, и это вынуждает сотрудников тщательно готовиться к совещаниям. Один из них писал на сайте Quora: «Если вы не готовы, он даст это понять. Если он задает разумный уточняющий вопрос, а у вас нет ответа, что ж, всего хорошего…»

Маск сам задает стандарт для всех своих сотрудников на совещаниях. Вы, конечно, не обязаны работать по семь дней в неделю, но ваше отношение к делу задает тон для всей компании. Это касается и совещаний.

3. Напоминайте о долгосрочной стратегии

После третьего провального запуска ракеты Falcon 1 над SpaceX нависли тучи. Маск понимал, что нужно быстро все исправить и как можно скорее организовать успешный запуск. Он организовал встречу для своей утомленной и деморализованной команды, в результате чего сотрудники SpaceX взялись за работу еще усерднее и меньше чем за два месяца подготовили практически безупречный запуск. Как это получилось? На том ключевом совещании Маск просто повторил цель SpaceX: запустить ракету на орбиту. Он обещал им победу, заявив: «Я со своей стороны никогда не сдамся — никогда». Команда бросилась на поиски решения в ближайшие же часы.

Иногда в работе над большим проектом команда забывает, как ее работа вписывается в общую картину. Умные лидеры вроде Маска понимают, когда нужно выступить на собрании и подстегнуть людей.

Купить этот Сайт!
Copyright © Психология бизнеса. 2011-2015