Психология  бизнеса

Треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана

Автор концепции «драматического треугольника» Стивен Карпман – личность очень интересная. Ученик Эрика Берна, получивший две премии его имени, сын психоаналитика Бенджамина Карпмана, ученика Зигмунда Фрейда. У Карпмана несколько хобби, в том числе спорт: он обладатель 12 наград в шести видах спорта, и концепция его знаменитого треугольника «является результатом его футбольной стратегии, описанной на 30 страницах», как утверждает сайт проекта «Классики транзактного анализа в Украине». Впервые концепцию треугольника «жертва – преследователь – спасатель» Стивен Карпман описал в 1968 году, а через четыре года получил за нее премию имени Эрика Берна, у которого он учился в 60-х годах в Калифорнии.

Модель используется в психологии, психотерапии и описывает три привычные роли, которые люди исполняют в различных житейских ситуациях: жертвы, преследователя (агрессора) и спасателя. Почему это «роли» и почему концепция рассматривается в рамках идей транзактного анализа, утверждающего, что люди «играют в игры»? Потому что выступая как жертва, спасатель или агрессор, человек частично игнорирует реальность и ведет себя соответственно образу: на самом деле «жертва» не так уж беззащитна и беспомощна, «агрессор» не имеет особых оснований для преследования, а «спасатель» не очень помогает, зато очень заинтересован в самой ситуации, например, может почувствовать себя защитником слабых, могущественным, сильным и так далее.

Внутренне в этой ситуации как раз заинтересованы все, каждый участник «игры» несвободен: «жертва» не может не жаловаться и не искать опору, защиту в ком-то другом, «агрессор» не может не преследовать, «спасатель» не может не спасать. Исполнение психологических ролей здесь более выгодно, чем выход из сложившихся обстоятельств. Это ключевая характеристика «игры».

Треугольник динамичен – роли сменяются. «Жертва» становится «преследователем», «преследователь» – «жертвой», «спасатель» – кем-то из них и так далее… Отправной точкой можно считать роль «жертвы», так как именно она ищет «спасателя» (который, правда, сам не против им стать), именно по отношению к ней кто-то является «агрессором». По сути, «жертвой», заложником той или иной роли является любой, кто оказывается в «треугольнике Карпмана». Поэтому лучше в него не попадать, а если уже случилось – то поскорее выбираться.

Купить этот Сайт!
Copyright © Психология бизнеса. 2011-2015